«Согласовано»                                                                        «Утверждено»

 Председатель                                                                           Директор школы:

 Управляющего совета                                                           «___» _________ 2012 г.

 «_____»_________2012 г.                                                       ___________/В.А.Прошенкова/                                                                                                                                                                                                                                                  

   ______________ В.Н.Ледяйкин  

                                                

                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Атяшевского муниципального района

«Каменская основная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

                                                  Рассмотрено на заседании                                                                                                                                 

                                              педагогического совета

                                                        протокол № 1 от 31.08.2012 г.

 

 

 

Содержание

1. Раздел 1. Пояснительная записка.

2. Раздел 2 . Информационная справка о школе.

 

3. Раздел 3. Учебный план.

 

4. Раздел 4. Программно-методическое обеспечение образовательной программ.

 

5. Раздел 5. Оценка качества реализации образовательной        программы.

6. Раздел 6. Оценка реализации образовательной программы.

7. Раздел 7. Ожидаемый результат освоения ОП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Раздел 1. Пояснительная записка

        Образовательная программа МБОУ «Каменская основная школа» представляет собой нормативно-управленческий документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания образования и технологии реализации этого содержания в школе. Она ориентирована на обеспечение устойчивого развития  школы в условиях модернизации образования через создание такой образовательной среды, где традиции школьного образования сочетаются с изменяющимися требованиями государства и общества к содержанию и качеству образования.

       Образовательная программа разработана с учетом кадрового состава, методического и материально-технического обеспечения, на основе образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей), а также направлений развития школы, обозначенных в Программе развития.

Нормативной основой образовательной программы являются следующие документы: Устав школы, локальные и нормативные акты.       

      Содержание образовательной программы

      МБОУ «Каменская основная школа» в своей уставной деятельности реализует следующие образовательные программы:

   - Образовательную программу начального обучения: I ступень обучения (1-4 классы); нормативный срок освоения - 4 года.

   - Образовательную программу основного общего образования: II ступень обучения (5 - 9 классы); нормативный срок освоения – 5 лет.

С 2011-2012 учебного года начальная  школа перешла на обучение по новым ФГОС НО. Для начальной школы (1,2 классы) разработана образовательная программа в контексте ФГОС второго поколения.

 

 

 

 

 

Начальное образование (3-4 классы)

Цель: Формирование основы учебной деятельности ребенка – системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

       Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (математика, окружающий мир, технология). Значительное внимание уделяется развитию эмоциональной привлекательности процесса учения, укреплению познавательного интереса, как ведущего фактора успешности образовательного процесса. Современные тенденции развития российского образования, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка и информатики. Включение информатики связано с необходимостью использования их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов.

Результаты начального образования

В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

 

 

Основное  образование (5-9 классы)

         Цель: обеспечить личностное самоопределение учащихся – формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Достижение уровня функциональной грамотности на основе успешного освоения образовательных областей и дисциплин базисного учебного плана в соответствии с Государственным стандартом, подготовка к продолжению образования профессиональной или общеобразовательной школе.

         Содержание образования на второй ступени  является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной школе, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Содержание обучения в 5-6 классах реализовывает принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.

В процессе освоения содержания основного образования создаются условия для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Изучение систематических курсов естественнонаучных (физика, химия, биология) и общественных (география, история, обществознание) дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности, выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи, оценивать их значимость.

Для формирования у обучающихся умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей вводятся систематические  курсы литературы,  истории и обществознания, искусства, продолжается изучение иностранных языков.

          Для усвоения обучающимися ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыков сотрудничества способствуют все учебные предметы, и в большей степени русский язык, математика, информатика, иностранный язык и основы безопасности жизнедеятельности.

В основной школе с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам, а с другой -  создаются  условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене  или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного общего среднего образования.

В 9 классе проводится предпрофильная подготовка, заключающаяся в следующем:

1) информационная и профориентационная работа, включающая:

- знакомство школьников с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9 класса, изучение их образовательных программ, условий приема, посещений этих учреждений;

 - психолого-педагогическая      диагностика,       анкетирование      и консультирование 9-классников;

2)   курсы по выбору (курсы предпрофильной подготовки), которые способствуют:

-    расширению знаний учащихся по той или иной образовательной области;

-    самоопределению   учащихся   относительно   профиля   обучения   в старшей школе;

-    формированию интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю.

        Результат основного образования формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.

Формы организации учебного процесса:

рабочие программы по предметам;

рабочие программы кружковой работы педагогов дополнительного образования;

рабочие программы занятий по выбору, учебной практики, исследовательской деятельности;

ежегодные открытые уроки;

индивидуальные проекты педагогического поиска;

выступления на открытых мероприятиях школьного, районного уровней;

      Организационно-педагогические условия:

     Содержание обучения преподносится как на основе традиционных, так и на основе новых технологий: методы разноуровневого дифференцированного обучения; использование кино-видео-фильмов; использование информационных технологий - все это создает благоприятные условия.

      Продолжительность учебного года: в 1 классе -  менее 33 недели, во 2-9 классах – не менее 34 недель.

Продолжительность каникул - не менее 30 календарных дней (в 1 классе -дополнительные каникулы 1 неделя);

Обучение учащихся организуется в режиме:

     пятидневной учебной недели в 1 классе;

шестидневной учебной недели во 2-9 классах.

Продолжительность урока - 45 минут,  в 1 классе-35 минут,перемены 10 и 20 минут.

        План рассчитан на  5-дневную рабочую неделю для первого класса, на 6-дневную рабочую неделю для 2-9 классов.

            

Раздел 2 . Информационная справка о школе

 

Данные об образовательном учреждении

 

Параметры информации

Содержание информации

1.1

Адрес образовательного учреждения

431812, РМ, Атяшевский муниципальный  район, с. Каменка, улица Молодежная, дом № 11.

1.2

Полное наименование  образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Атяшевского муниципального района «Каменская основная школа»

1.3

Вид образовательного учреждения

основная общеобразовательная школа

1.4

Тип образовательного учреждения

Общеобразовательное учреждение

1.5

Телефон

8 906163 75 39

1.6

Е - mail

 

1.7

Фамилия, Имя, Отчество  директора.

Прошенкова Вера Алексеевна

 

         МБОУ  «Каменская основная  школа» расположена в Атяшевском  муниципальном районе Республики Мордовия на территории Каменского сельского поселения. МБОУ «Каменская основная школа» является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Атяшевского муниципального района. В ней обучается в настоящее время 22 ученика, работают 11 педагогов и 5 человек обслуживающего персонала.

         За время работы школы в учебном заведении сложился компетентный и профессиональный педагогический коллектив, в котором:

Имеют высшее профессиональное образование – 9 человек, 2 человека – среднее профессиональное.

       Все члены коллектива занимают штатные должности, совместителей  нет. Коллектив создает благоприятные комфортные условия для пребывания детей в учебном учреждении.

        Школа в эксплуатацию была введена в  1 сентября 1972 года, располагается в одноэтажном  здании, рассчитанном на обучение 190 учащихся. В ней имеется 4 учебных кабинета, спортивная площадка, газовая котельная, столовая, библиотека,  пришкольный учебно-опытный участок. Всего в школе 6 классов – комплектов.

       Учебные занятия проходят в одну смену.         С первого дня работы школы педагогический коллектив поставил себе цель: обеспечить благоприятные условия для обучения и всестороннего развития всех детей.

 

Характеристика педагогической системы

                                     

Диагностика социального состава обучающихся

 

Всего

обучающихся

Полных семей

Неполных

семей

Многодет.

семей

Семей, нах. в

соц. опас. полож.

 

Семей, опек.

детей

22

14

4

2

1

-

 

Ступени образования

Количество учащихся

Кол-во классов- комплектов

Средняя наполняемость классов

Начальная школа

9

1

9

Основная школа

13

5

2,6

Итого

22

6

3,7

 

 

 

Данные о физическом развитии, физической подготовленности учащихся

 

Распределение по группам здоровья (последние 3 года)

 

Физкультурная группа

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Основная

17

19

17

Подготовительная

8

5

4

Специальная

-

-

1

 

 

Характеристика семей обучающихся

 

1) Социальный состав семей обучающихся

Всего

обучающихся

Полных семей

Неполных

семей

Многодет.

семей

Семей, нах. в

соц. опас. полож.

 

Семей, опек.

детей

22

14

4

2

1

-

 

 

3) Уровень образования родителей обучающихся на 2012-2013 г.

Высшее

Средне-

специальное

Начальное

профессиональное

Среднее

Не имеет

зак. сред. образ.

3

23

7

-

-

 

Всего родителей- 33 человека.

 

Раздел 3. Учебный план

 

       Учебный план школы обеспечивает выполнение «Закона об образовании» с учетом Федерального, республиканского стандарта образования и социального заказа на образовательные услуги. Как компонент ОП учебный план является логическим продолжением концепции школы: муниципальной, в которой при комплектовании классов созданы оптимальные организационно – педагогические, психолого–педагогические, организационно – управленческие условия, способствующие достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования, обеспечивающих самоопределение и самореализацию личности на основе всестороннего анализа достижений ученика.

Пояснительная записка

к учебному плану МБОУ «Каменская основная школа» на 2012-2013 учебный год,

1 ступень обучения (3,4 классы).

  Учебный план для 3,4 классов МБОУ «Каменская основная школа» разработан на основании Законов РФ и РМ «Об образовании», распоряжения Правительства РФ от 28января 2012 года № 84-р, приказов Министерства образования РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования, утвержденные  приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004г. № 1312», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

     Учебный план утвержден на заседании педагогического совета (протокол №1 от 29.08.2012г) и согласован с органом Управления образования Администрации Атяшевского муниципального района.  Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов с учетом шестидневной учебной недели. Установлена продолжительность учебного года для 3, 4 классов – не менее 34 учебных недель.

  Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса (региональный компонент и компонент образовательного учреждения).

   Обязательная часть составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом 2004 года для 3,4 классов с учетом изменений (приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011г№ 1994)и предусматривает освоение учебных программ, обеспечивающих  выполнение требований государственных и образовательных стандартов. Сохранена номенклатура обязательных образовательных компонентов.

   В обязательную часть введен 3-й час физкультуры.

   Часть, формируемая участниками образовательного процесса, в учебном плане составлена следующим образом:

на изучение эрзянского языка в 3,4 классах – по 2 часа в неделю;

на усиление учебных предметов в 3 классе:

математика – 1час в неделю;

русский язык – 2 часа в неделю;

Литературное чтение – 1час в неделю.

  В обязательную часть учебного плана 4 класса введен новый учебный предмет «Основы православной культуры».

  Учебный план реализуется в полном объеме, составленное расписание соответствует плану.

   Реализация учебного плана обеспечена необходимыми кадрами, учебными программами, учебниками, методическими разработками, дидактическими и контрольно-измерительными материалами.

  В целях сохранения единого образовательного пространства, преподавание предметов ведется по учебникам, значащимися в федеральном перечне учебных изданий.

Учебный план 2012-2013 учебного года

МБОУ «Каменская основная школа» Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, 1 ступень обучения (3,4 классы)

 

 

Предметные области

 

Учебные предметы

 

3класс

 

4 класс

Обязательная часть

 

Филология

Русский язык

5/170

5/170

Литературное чтение

4/136

3/102

Немецкий язык

2/68

2/68

Математика и информатика

 

Математика

 

5/170

 

4/136

Обществознание и естествознание

 

Окружающий мир

 

2/68

 

2/68

 

Искусство

Музыка

1/34

1/34

ИЗО

1/34

1/34

Технология

Технология

2/68

2/68

Физическая культура

Физическая культура

3/102

3/102

Религиозная культура

Основы православной культуры

-

1/34

ИТОГО:

 

24/816

24/816

Региональный (Национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения

Эрзянский язык

2/68

2/68

 

Максимально допустимая недельная нагрузка

 

26/884

 

26/884

 

Организация учебного процесса на 1ступени обучения, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приёмы.

 

Организация учебного процесса в начальных классах является фундаментом образовательной системы школы.

   Для формирования развитой личности педагоги 1 ступени применяют следующие приёмы и методы:

v игровые методы;

v методы диалога;

v проблемные методы;

v рефлексивные приемы и методы;

v методы диагностики и самодиагностики;

    При осуществлении процесса обучения младших школьников используются педагогические технологии и методики:

v здоровьесберегающие технологии;

v технологии проблемного обучения;

v методики развивающего обучения;

v разноуровневое обучение.

 

 

 

 

 

        

Образовательный план II ступени

МБОУ «Каменская основная школа»

Образовательный план составлен на основе концепции содержания образования.

При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:

 

v гуманизации;

v социализации;

v оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов;

v непрерывности и поступательности;

v дифференциации;

v интеграции.

 Организация учебного процесса на 2 ступени обучения, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы, приемы.

Учебный процесс на 2 ступени обучения строится на основе принципов индивидуализации с учетом наклонностей и способностей каждого ребенка. Усилия педагогического коллектива направлены на выявление и реализацию индивидуального образовательного профиля, определение профиля, в рамках которого эта индивидуальность будет развита более оптимально.

Учителями используются следующие приемы и методы построения учебного процесса:

v программированные методы;

v объяснительно-иллюстративный.

Основными формами организации уроков являются: семинары, лекции (8-9кл.), практические и лабораторные работы, экскурсии, урок-путешествие, элективные курсы 9 класс.

Педагогические технологии развития креативного мышления, дифференцированного подхода к обучению, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии образуют инновационный технологический компонент учебных занятий в 5-9 классах

 

Пояснительная записка

к учебному плану МБОУ «Каменская основная школа» на 2012-2013 учебный год, 2 ступень обучения (5-9 классы).

   Учебный план для 5-9  классов МБОУ «Каменская основная школа» разработан на основании Законов РФ и РМ «Об образовании», приказа МО РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ», базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РМ с русским родным языком обучения 2004 года, с учетом изменений (приказ МО РФ от03.06.2011г.№ 1994) и в соответствии с постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

        Учебный план утвержден на заседании педагогического совета (протокол №1 от 29.08.2012г) и согласован с органом Управления образования Администрации Атяшевского муниципального района.

     Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса (региональный компонент и компонент образовательного учреждения).

  Обязательная часть составлена в соответствии с базисным учебным планом 2004 года и предусматривает освоение учебных программ, обеспечивающих  выполнение требований государственных и образовательных стандартов. Сохранена номенклатура обязательных образовательных компонентов.

   В обязательную часть введен 3-й час физкультуры.

   Часть, формируемая участниками образовательного процесса, в учебном плане для 5-8 классов составлена следующим образом:

  1.На усиление учебных предметов выделены часы:

Русский язык в 7,8 классах по 1 часу в неделю;

Математику в 5,6,8 классах по 1 часу в неделю;

Биологию и географию в 6 классе по 1 часу в неделю.

2. Введены следующие учебные курсы, как самостоятельные предметы:

«История и культура мордовского края» в 5-8 классах по 0,5 часа в неделю;

 «Основы православной культуры» в 5 классе – 0, 5 часа в неделю;

«Эрзянский язык» в 5 классе – 2 часа в неделю.

 3. В 5-8 классах организованы элективные курсы:

5 класс: «Зеленые комнатные спутники человека» - 0,5часа в неделю;

              «Античная мифология» - 0,5часа в неделю;

6 класс: «Основы работы на компьютере» - 1 час в неделю;

               «Знай и люби родной язык» - 0,5часа в неделю;

7 класс: «Подросток и закон» - 0,5часа в неделю;

               «Основы работы на компьютере» - 0,5 часа в неделю;

               «Человек и его здоровье» - 0,5 часа в неделю;

               «Культура речи. Языковые нормы» - 0,5 часа в неделю;

8 класс: «Химия в задачах и упражнениях» - 1 час в неделю;

               «Проблемы современного мира и пути их решения» - 0,5 часа в неделю;

                «Люби и изучай русский язык» - 1 час в неделю.

  Учебный план 9 класса разработан на основе Приказа Минобразования и науки РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования и рекомендаций МО РМ «О содержании и организации предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы, Приказа МО РМ «Об отработке элементов предпрофильной подготовки и профильного обучения  в общеобразовательных учреждениях в условиях базисного учебного плана 2004 года» № 514от14.07.2006г.

   «Информатика и ИКТ» изучается в 9 классе как самостоятельный предмет в объеме 2 часов в неделю, в образовательную область «Искусство» введен предмет «Мировая художественная культура» - 1 час в неделю.

Изучаются следующие учебные курсы:

«История и культура мордовского края» - 0,5часа в неделю;

«Черчение» - 1 час в неделю.

Организованы элективные курсы:

«Подготовка к ГИА по русскому языку» - 1 час в неделю;

«Подготовка к ГИА по математике» - 1 час в неделю;

«Решение расчетных химических задач» - 1 час в неделю»

«Основы уголовного права» - 0,5 часа в неделю.

  В рамках профориентационной работы ввели курс «Я выбираю профессию» в объеме 1 часа в неделю.

  Физическая культура преподается в объеме 3 часов в неделю.

  Учебный план реализуется в полном объеме, составленное расписание соответствует плану.

   Реализация учебного плана обеспечена необходимыми кадрами, учебными программами, учебниками, методическими разработками, дидактическими и контрольно-измерительными материалами.

  В целях сохранения единого образовательного пространства, преподавание предметов ведется по учебникам, значащимися в федеральном перечне учебных изданий.

 

Учебный план 2012-2013 учебного года

МБОУ «Каменская основная школа» Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, 2 ступень обучения  (основное общее образование)

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

 

Учебные предметы

КЛАСС\ЧАСЫ

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

 

ФИЛОЛОГИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

6/210

6/210

4/140

3/105

2/70

ЛИТЕРАТУРА

2/70

2/70

2/70

2/70

3/105

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

3/105

3/105

3/105

3/105

3/105

 

МАТЕМАТИКА

МАТЕМАТИКА

5/170

5/170

5/170

5/170

5/170

ИНФОРМАТИКА

 

 

 

1/35

2/70

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИСТОРИЯ

2/70

2/70

2/70

2/70

2/70

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

1/35

1/35

1/35

1/35

ГЕОГРАФИЯ

 

1/35

2/70

2/70

2/70

ОБЖ

 

 

 

1/35

 

 

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

 

1/35

2/70

2/70

2/70

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

2/70

 

 

 

 

ХИМИЯ

 

 

 

2/70

2/70

ФИЗИКА

 

 

2/70

2/70

2/70

ФИЗКУЛЬТУРА

ФИЗКУЛЬТУРА

3/102

3/102

3/102

3/102

3/102

ИСКУССТВО

МХК

 

 

 

 

1/35

МУЗЫКА

1/35

1/35

1/35

1/35

 

ИЗО

1/35

1/35

1/35

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

2/70

2/70

2/70

1/35

 

ИТОГО

 

27/

945

28/980

30/

1050

31/

1085

30/

1050

Региональный (Национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения

        Учебные курсы

 

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

История и культура мордовского края

0,5/17,5

0,5/17,5

0,5/17,5

0,5/17,5

0,5/17,5

Черчение

 

 

 

 

1/35

Основы православной культуры

0,5/17,5

 

1/35

 

 

Эрзянский язык

2/70

 

 

 

 

Учебные предметы (усиление)

Русский язык

 

 

1/35

1/35

 

Математика

1/35

1/35

 

1/35

 

Биология

 

1/35

 

 

 

География

 

1/35

 

 

 

 

 

 

Элективные курсы

«Подготовка к ГИА по русскому языку»

 

 

 

 

1/35

«Подготовка к ГИА по математике»

 

 

 

 

1/35

«Химия в задачах и упражнениях»

 

 

 

1/35

 

«Решение расчетных химических задач»

 

 

 

 

1/35

«Основы работы на компьютере»

 

1/35

0,5/17,5

 

 

«Подросток и закон»

 

 

0,5/17,5

 

 

«Проблемы современного мира и пути их решения»

 

 

 

0,5/17,5

 

«Основы уголовного права»

 

 

 

 

0,5/17,5

«Зеленые комнатные спутники человека»

0,5/17,5

 

 

 

 

«Человек и его здоровье»

 

 

1/35

 

 

«Знай и люби родной язык»

 

0,5/17,5

 

 

 

«Культура речи. Языковые нормы»

 

 

0,5/17,5

 

 

«Люби и изучай русский язык»

 

 

 

1/35

 

«Античная мифология»

0,5/17,5

 

 

 

 

Профориентационная работа

«Я выбираю профессию»

 

 

 

 

1/35

ИТОГО

5/170

5/170

5/170

5/170

6/210

Предельно допустимая недельная нагрузка

32/

1120

33/

1155

35/

1225

36/

1260

36/

1260

 

 

 

 

 

 

 

Учебные программы.

Система учебных программ, использующихся для реализации базовой образовательной программы, строится на основе принципов, культуросообразности и гуманитаризации образования с учетом нормативно-методических требований к объему и структуре содержания образования, принципов и логики проектирования Учебного плана, соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса. Учебные программы конкретизируют содержание образовательной программы, являются средством оптимального достижения поставленных целей при условии гарантий прав всех субъектов образовательного процесса.

Система учебных программ включает в себя следующие виды программ:
- типовые учебные программы Минобразования РФ для предметов базового уровня подготовки;
- типовые программы Министерства образования Республики Мордовия;

Корректировка типовых учебных программ осуществляется в соответствии с ценностями и целями образовательной программы в случае отсутствия типовых учебных программ, соответствующих целям данного компонента содержания образовательной программы или в случае несоответствия предусмотренного процесса реализации программ условиям образовательного учреждения или количеству отводимых для этого учебных часов.

 

Раздел 4. Программно-методическое обеспечение образовательной программы.

Программно-методическое обеспечение представлено образовательными программами, реализуемыми в школе на разных ступенях образования в соответствии с нормативными документами,  учебно-методическим комплектом в соответствии с программами за 2010-2011.

 

         Начальное образование – программы «Школа России » - 100% обеспеченности  УМК

         Основное и среднее (полное) общее образование – типовые программы, рекомендованные и одобренные   Министерством образования РФ - 100% обеспеченности УМК.

Образовательная программа направлена на улучшение качества содержания образования через использование новых технологий, творческого потенциала учителей, дифференцированного подхода к учащимся, введение предметов вариативной части различных образовательных областей и дополнительного образования. Содержание образовательной программы направлено на реализацию следующих образовательных задач:

·       на первой ступени образования – обеспечить воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни;

 

·       на второй ступени – создать условия для усвоения обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, способствовать становлению и формированию личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению;

 

·       на третьей ступени – создать условия для изучения предметов программы полного общего образования, расширить возможности социализации учащихся, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

 

Осуществление целей образовательной программы начального обучения обусловило использование в образовательном процессе следующих технологий:

 

 

По организационным формам

По типу управления познавательной деятельностью

По подходу к ребенку

По преобладающему методу

Классно-урочная

Обучение по книге

Личностно ориентированные

Объяснительно-иллюстративные

Индивидуальные

Системы малых групп

Гуманно-личностные

Развивающего обучения

Групповые

Обучение с помощью ТСО

Сотрудничества

Диалогические

Дифференцированное обучение

 

 

Игровые

Коллективного способа обучения

 

 

Информационные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществление целей образовательной программы  основного и среднего образования обусловило использование в образовательном процессе следующих технологий:

 

Ведущие технологии

Основная школа

Средняя школа

1. Информационные технологии

1.1.

Классно-урочная система

+

+

1.2.

Лекционно-семинарская система

 

+

1.3.

Индивидуальные консультации

+

+

1.4.

Обучение на основе схем и знаковых моделей

 

+

1.5.

Информационно-компьютерные технологии

+

+

2. Диалоговые технологии

2.1.

Диспут

+

+

2.2.

Дискуссия

 

+

3. Игровое моделирование

3.1.

Дидактические игры

+

+

3.2.

Работа в малых группах

+

+

3.3.

Работа в парах сменного состава

+

+

3.4.

Технология модульного обучения

 

+

3.5.

Технология учебно-поисковой деятельности учащихся

 

+

3.6.

Проблемное обучение

+

+

3.7.

Личностно ориентированное  и дифференцируемое обучение

+

+

   

    Освоение образовательной программы нацелено на переход от предметно-пространственной к образовательно-пространственной среде, что требует использования адекватных педагогических технологий, содействующих обретению учащимися субъективной позиции в отношении своего собственного образования. Они базируются на идеях успеха, достижений, сотрудничества, творческой самореализации.

 

 Характеристика учебных программ. Задачи образовательных программ школы.

Образовательные программы, используемые в школе, предусматривают решение следующих задач:

·       формирование целостного восприятия учащимися окружающего мира и осознание их личной включенности в связь времён; формирование духовно-ценностной ориентации личности; становление гражданского самосознания; освоение идеи права как основы отношений; овладение коммуникативной культурой; оптимальное общее развитие учащихся;

·       обеспечение глубины и прочности усвоения учебного материала с целью снижения перегрузки учащихся за счёт сбалансированности содержания курсов;

·       формирование устойчивого познавательного интереса к освоению предметов образовательных областей.

Решение этих задач обеспечивается:

·       введением дополнительного образования, интегрированного с основными курсами разных образовательных областей;

·       интеграцией предметов (или элементы интеграции в предметах), в содержании и методике; 

·       преемственностью между начальной и основной, основной и средней школами с учётом интересов школьников при выборе путей реализации способностей;

·       диагностикой достигаемых образовательных результатов.

 

 

 

Раздел 5. Оценка качества реализации образовательной программы.

Критерии для оценки качества реализации образовательной программы начальной школы:

1.     Сформированность у учащихся опорных знаний и умений в области чтения, письма и счета; освоение в полном объеме обязательного минимума содержания начального общего образования.

2.     Сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учащимися, сверстниками, взрослыми.

3.     Сформированность у учащихся ориентации в памятниках и центрах культуры родного края (города, района), нравственных и эстетических нормах.

4.     Сформированность у школьников развитой любознательности, мотивации к продолжению образования на второй ступени обучения.

5.     Наличие положительной динамики состояния здоровья.

 Критерии для оценки качества реализации образовательных программ основной  школы.

  Достижение учащимися основной школы функциональной грамотности с элементами методологической компетентности:

·       освоение обязательного минимума содержания основного общего образования;

·       наличие системы предметных знаний, позволяющих продолжить образовательную деятельность в рамках гимназической или лицейской образовательной программы;

·       умение работать с педагогически адаптированными первоисточниками;

·       ориентация в методах и способах образовательной деятельности;

·       наличие интереса к конкретной области знаний и творческой деятельности;

·       умение адаптироваться в условиях современного общества (в том числе в рамках ближайшей социокультурной среды).

 

Критерии оценки результатов обучения учащихся

Формы текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся

 

 

Ступени  обучения

Обязательные формы

Формы учета достижений

Текущая аттестация

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Урочная деятельность

Внеурочная

деятельность

 

Начальная школа

(3 – 4 классы)

·   Самостоятельная работа

·   Проверочная работа

·   Контрольная работа

·   Сообщение

·   Диктант (разные виды)

·   Устный ответ

·  годовая контрольная работа

·  годовой контрольный диктант

·  годовая контрольная работа по литературному чтению (техника чтения)

 

·     Ведение тетрадей по

предметам

·     Анализ текущей успеваемости

 

·      Анализ внеучебной активности учащихся

·      Участие в предметных олимпиадах

·      Участие в выставках, фестивалях, соревнованиях, конкурсах.

Основная школа

(5-9 классы)

·  Тестирование

·  Творческие работы

·  Самостоятельная работа

·  Проверочная работа

·  Контрольная работа

·  Домашняя контрольная работа

·  Лабораторная работа

·  Практическая работа

·  Зачет (устный, письменный)

·  Сообщение

·  Доклад

·  Диктант (раз.виды)

·  Изложение

·  Сочинение

·  Устный ответ

·   Тестирование

·   годовая контрольная работа

·   зачеты (устные)

Для 9-х классов:

·                  устный экзамен

·                  

письменный экзамен

ГИА в новой форме

·     ведение тетрадей по

предметам

·     анализ текущей успеваемости

 

· анализ внеучебной активности учащихся

· участие в предметных олимпиадах

· творческие отчеты

· участие в выставках, фестивалях, конкурсах, соревнованиях,

 

 

Сравнительный анализ, проводимый по различным предметам раз в полугодие, позволяет проследить эффективность процесса обучения и учения, определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учеников. Контроль нацелен на полноту и всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний и умений школьников. Полнота и всесторонность обеспечиваются включением в его содержание всех основных элементов учебного материала, предусмотренных программой, проверку не только предметных знаний, но и усвоение специальных и общеучебных умений.

Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений каждого ученика, накопление отметок за разные виды работ в течение четверти) отражается в журнале. При оценке знаний и умений школьников используется пятибалльная система.

Возможность определения собственных результатов образовательной деятельности предоставляется учащимся:

·       во время школьных, районных олимпиад по образовательным областям и предметам,

·       во время участия в школьных, районных, интеллектуальных играх, конкурсах, фестивалях.

 

Также объектами контроля являются:

Объект контроля

Средство контроля или инструментарий

Периодичность контроля

Степень социализации (социальный статус ученика в школе)

Данные по адаптации детей в социуме.

Осуществление социально-педагогической поддержки детей.

 

Раз в году

По мере необходимости

 

«Встроенность» в систему социально-экономических отношений

Результаты трудоустройства,

данные о завершении послешкольного образования.

Ноябрь

Состояние здоровья

Данные углубленного медицинского осмотра.

Данные о пропусках уроков по болезни.

Анализ санитарно-гигиенического состояния школы (столовой, учебных комнат).

Ежегодно

 

Раз в четверть

 

Раз в полугодие

 

   Использование современных образовательных технологий

  Осуществление целей образовательной программы начального, основного общего и среднего (полного) общего образования обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:

 

Современные образовательные технологии

Предметы

Начальная школа

Технология проблемного обучения

Образовательная программа «Школа России»

Игровые технологии

Окружающий мир, русский язык, литературное чтение, немецкий язык, физическая культура, технология

Технология развития критического мышления

Окружающий мир, русский язык, литературное чтение, немецкий язык

Здоровьесберегающие технологии

Окружающий мир, физическая культура, технология

Технология формирования правильного типа читательской деятельности

Литературное чтение, окружающий мир

Технология проектного обучения

Окружающий мир, немецкий  язык

 

 

Современные образовательные технологии

Предметы

5 - 9 классы

Игровые технологии

Математика, немецкий язык, литература, история, музыка, физическая культура

Технология проблемного обучения

История, обществознание, география

Технология модульного обучения

Математика, география, биология

Исследовательские методы в обучении

Физика, химия, биология, география,   русский язык, литература, немецкий язык

Проектные методы обучения

Немецкий язык, технология, литература, информатика, география

Информационно-коммуникационные технологии

Математика, информатика,  физика, биология, химия, география, русский язык, литература, обществознание

Технология развития критического мышления

Математика, физика, биология, русский язык, литература, ИЗО,

Технология личностно-ориентированного обучения

Литература, математика, биология, русский язык, литература, ИЗО

Здоровьесберегающие технологии

 Биология, физкультура, география, технология, музыка, ИЗО

Технология дифференцированного обучения

Математика, русский язык, литература, история, обществознание, география, информатика

Технология развития творческих способностей

Математика, технология, ИЗО, музыка, литература, русский язык, информатика

Информационно-коммуникационные технологии

Математика, информатика,  физика, биология, химия, география, русский язык, литература, обществознание, история

 

Общей особенностью используемых технологий обучения является ориентация на развитие:

·   самостоятельности  и креативности мышления обучающихся;

·   исследовательских умений в практико-ориентированной, теоретической и научно-практической деятельности;

·   коммуникативной культуры, т.е. умений участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ;

·   умений рефлексии и саморефлексии, волевых качеств;

·   потребности в непрерывном образовании.

                                                      

Раздел 6. Оценка реализации образовательной программы.

Координацию и контроль за выполнением Программы  администрация школы оставляет за собой и  Советом школы. Они:

·       анализируют ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносят предложения на педагогический совет по ее коррекции;

·       осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

·       осуществляют тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью учителей и учащихся.

Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического совета, совместно  с Советом школы корректирует работу.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

В содержательном аспекте: приведение содержания учебного материала в соответствие с запросами общества, с одной стороны, и личности, с другой.

В технологическом аспекте:

1) создание и освоение информационно-коммуникационных технологий, методик, приемов, позволяющих существенно повысить ресурс образовательной деятельности заведения, эффективности усвоения знаний за счет комплексного, оптимального использования возможностей организма;

2) повышение психической стабильности и стрессоустойчивости учащихся;

3) внедрение маркетингового подхода в управлении и обучении.

В организационном аспекте: 

1) создание педагогической системы, в управлении и совершенствовании которой может найти свое место каждый участник образовательного процесса: администратор, учитель, ученик, родитель;

2) построение управляющей системы, создающей условия для раскрытия творческого потенциала личности каждого участника педагогического процесса;

3) реализация инновационных подходов в управлении методической работой и в управлении школой в целом;

4) создание в школе здоровьесберегающего пространства;

5) повышение уровня готовности педагогов к внедрению  инновационных технологий;

6) создание эффективно действующей, оптимальной структуры методической сети, максимально ориентированной на решение задачи целостного свободного развития личности.

 

В личностно-психологическом аспекте:

1) значительное повышение уровня образованности учащихся, их общей культуры, осведомленности, конкурентоспособности, психологической устойчивости;

2) повышение уровня здоровья и физического развития;

3) формирование осознанности и ответственности за совершаемые поступки, гражданственности и коммуникативности;

4) повышение духовного потенциала личности, интеллектуальных и психофизио-логических возможностей.

 

Управление реализации программы.

 

     Реализация данной программы зависит от умелого управления школой, от кадрового обеспечения. В реализации программы участвуют администрация школы, учителя, методическое объединение классных руководителей, методические недели, педсовет составляют основу методического обеспечения выполнения программы.

 

Раздел 7. Ожидаемый результат освоения ОП

Ожидаемым результатом освоения базовой образовательной программы является:

1. Успешное освоение учебных дисциплин Базисного учебного плана, достижение уровня функциональной грамотности, соответствующего стандарту средней общеобразовательной школы, готовность к личностному, осознанному образовательному и профессиональному самоопределению (выбор ССУЗ, средней школы).

2. Достижение учащимися уровня общекультурной компетентности, который предполагает:

-сформированность осознанного выбора сферы познавательных интересов, устойчивого стремления к самообразованию в избранной области познания;

- владение необходимыми методами самообразования и самопознания;

- сформированность умения критически оценивать собственную познавательную и творческую деятельность, границы собственной компетенции, определять уровень своих познаний и проектировать перспективы их расширения;

- сформированность ценностного отношения к явлениям окружающего мира;

- ориентацию в ценностях культуры (понимание роли и места различных областей знаний как элементов общечеловеческой культуры, взаимосвязей различных областей культуры друг с другом).

Достигнувший уровня общекультурной компетентности выпускник способен на основе знания и понимания особенностей различных сфер культуры, систем ценностей сделать осознанный выбор области самореализации.

3. Достижение учащимися уровня общекультурной компетентности, который предполагает:
- сформированность социальной и психологической готовности к получению высшего профессионального образования;

- достижение выпускниками 9-х классов определенного уровня допрофессиональной компетентности: готовности к осознанному выбору профессии на основе оценочного соотношения профессиональных намерений и собственных индивидуальных возможностей;

- достижение необходимого уровня подготовки для получения дальнейшего профессионального образования;

- ориентацию в выбранной профессиональной области, что обеспечит правильный социальный выбор профессии и успешность в поступлении в учебные заведения и в дальнейшей профессиональной деятельности;

- владение методами образовательной деятельности.

4. Достижение отдельными учащимися, осуществлявшими систематическую индивидуальную самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность в конкретной области знаний, основ методологической компетентности, который предполагает:

- сформированность знаний о ведущих концепциях и важнейших теоретических работах, определяющих развитие научного знания в избранной области;

- сформированность знаний об источниках научной информации, являющихся объектом осознанного познавательного интереса, представлений об историческом развитии данной области знаний;

 

Модель выпускника школы

В результате освоения базовой образовательной программы предполагается достижение выпускниками школы следующих характеристик образовательных параметров личности:

 

1. Объем знаний.

Выпускник школы владеет системой базовых предметных знаний и умений, позволяющих адаптироваться в современном обществе, знаниями в области организации познавательной, научной и творческой деятельности, рациональными способами исследовательской деятельности, основами методологии познания и самопознания, знаком с современными концепциями, теориями и проблемами в области индивидуальных познавательных интересов и гуманитарных дисциплин; Выпускник школы владеет персональным компьютером как техническим средством интеллектуального труда и коммуникации;

 

2. Познавательная направленность личности.

У выпускника школы сформирована способность к определению направленности, к оценке уровня и способам совершенствования своих познавательных возможностей.

Выпускник школы имеет устойчивую систему познавательных интересов к определенным сферам профессиональной деятельности, сформированы представления о приоритетах и целях собственной деятельности, а также о путях достижения практических результатов в избранной области.

Выпускник школы имеет четкое представление о направленности, содержании и способе получения высшего профессионального образования в избранной области знаний и профессиональной деятельности.

 

3. Развитие познавательных способностей личности.

У выпускника школы сформировано ценностное отношение к научному познанию. Выпускник школы владеет основными способами исследовательской деятельности, умениями обобщения результатов познавательной и исследовательской деятельности в письменных сочинениях эвристического характера, проектах, статьях, устных сообщениях и докладах.

Выпускник школы владеет умениями восприятия доступной его возрасту информации на концептуальном и проблемном уровне, выявляет проблемы и противоречия в изучаемых фактах, предметах, процессах и явлениях, ищет способы их разрешения, рассматривает объекты природы, общества и мышления в развитии.
Выпускник школы умеет формулировать теоретические и оценочные суждения, вести диалог с оппонентами, доказывать собственную точку зрения и воспринимать критические суждения в свой адрес.

 

4. Сформированность коммуникативной культуры, нравственно-эстетических качеств личности.

Выпускник школы обладает знаниями, умениями и навыками поведения в обществе, культурой межличностных отношения, способами взаимодействия в группе и в большом коллективе, способностью к определению своего места в системе профессиональных и личных отношений.

У выпускника школы сформированы основы нравственной, эстетической и правовой культуры, осознанное принятие системы актуально действующих социальных норм.

Выпускник школы:

- умеет использовать знания и умения в различных сферах деятельности независимо от профессии;
- способен к самооценке и осознанному выбору профессии;

- ориентируется в ценностях истории и культуры родного края;

- обладает качествами, отвечающими общечеловеческим ценностям.

 

Сайт управляется системой uCoz